Главная » Публикации » Деловое Прикамье 2003-2004 годы » авторское право

авторское право

Записей не найдено.

 

Е.А.Стеблова

Частнопрактикующий юрист

 

Если товар – имя, то товарный знак – его фамилия.

Многие считают наличие зарегистрированного товарного знака фактом малозначительным в своем бизнесе, а, зачастую и не подозревают о существовании такового в принципе.

 

В ежедневной изматывающей гонке на выживание, именуемой российским бизнесом, достигнуть успеха не легко, но удержать его еще труднее. Одним из инструментов удержания успеха компании в бизнесе, сегодня, с полной уверенностью можно назвать такой его элемент, как товарный знак или знак обслуживания.

            Как товарный знак, так и знак обслуживания призваны служить для индивидуализации товара, выполняемых работ или оказываемых услуг. То есть товарный знак, это такое обозначение которое, говорит о вашем товаре, как индивидуально определенном. То же касается знака обслуживания. Свойства знака обслуживания аналогичны свойству товарного знака, но распространяются они на оказываемые услуги. Далее в тексте будем употреблять термин «товарный знак», как объединенный,  имея в виду, что правовой статус товарного знака полностью аналогичен статусу знака обслуживания.

            Товарные знаки, как изображения, индивидуализирующее товар, работы или услуги могут быть зарегистрированы в словесном, изобразительном , объемном и других обозначениях или их комбинации.

            Для большинства их нас привычно словесное , изобразительное, или сочетание словесного или изобразительного обозначения товарного знака. На практике же случаются и объемные формы товарного знака, как например фигурки животных или специальная, сугубо принадлежащая товару упаковка ( например маргарин "Рама") и иные, но их объем в общей практике незначителен. Поэтому обратимся к простым и общераспространенным обозначениям.

            Любой товарный знак должен пройти регистрацию в Государственном реестре товарных знаков  и знаков обслуживания  Российской Федерации (Госреестр ТЗ) и получить Свидетельство на зарегистрированный товарный знак, выданного от имени Российской Федерации уполномоченным органом  власти – Российским агентством по патентам и товарным знакам.

            Но для того, чтобы иметь в руках этот заветный документ и быть абсолютно уверенным в законности своих прав, а также в том, что никто более не сможет использовать раскрученный вами бренд в своих личных корыстных целях, необходимо пройти достаточно длительную процедуру регистрации товарного знака.

            Для того, чтобы процедура регистрации товарного знака не приняла затяжной и изматывающий характер, еще на стадии его разработки желательно учитывать некоторые нюансы, а именно :

1.       Товарный знак, содержащий словесное обозначение должен быть оригинальным, не повторяющим ни одно из известных названий. Изменение в известных названиях уже раскрученных товарных знаков одной буквы, перенос акцента с одного слога на другой потребует, в дальнейшем, при регистрации товарного знака значительных усилий, для итого, чтобы доказать индивидуальность заявляемого вами обозначения.

2.       Товарный знак, содержащий графическое изображение тоже должен быть сугубо индивидуален. Помимо этого, при разработке товарного знака в виде графического обозначения необходимо учесть, что такое обозначение необходимо словесно описать и, желательно, в описание вложить какой – либо смысл, больший, чем «пересечение двух прямых и одного шестиугольника».

3.       Необходимо учитывать, что любое изображение товарного знака может иметь цветовое решение. По какому – то странному стечению обстоятельств именно определение цвета вызывает дискуссии между разработчиками товарного знака и лицами, которые занимаются его регистрацией. Так разработчики товарных знаков на вполне невинный вопрос о том, какие же цвета используются в товарном знаке, называют много иностранных слов вкупе с многозначными цифрами. В Роспатенте, может быть и знают о наличии таких цветов, но просят выразить их нормальными словами. Поэтому красивые иностранные слова с номерами приходится заменять самыми банальными «розовый», «синий» и тому подобное.

4.       При общении с вопросом о регистрации товарного знака желательно определиться,  какому товару, работе, услуге у заявителя есть желание присвоить такой товарный знак. От этого зависит и перспектива работы такого знака и размер госпошлины, подлежащей оплате за его регистрацию.

И в завершение: процесс регистрации товарного знака, по самым скромным подсчетам займет срок не менее, чем 4 месяца. Законодатель, осознавая длительность такой процедуры, установил так называемое "«право приоритета товарного знака» В соответствии со ст. 9 Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»  приоритет товарного знака устанавливается по дате подаче заявки на регистрацию товарного знака. При этом приоритет (соответственно и право регистрации) сохраняется за тем заявителем, чья заявка была подана ранее.

            Таким образом, производя товар, или оказывая индивидуально определенные услуги необходимо понимать, что и товар и услуги во внешний мир выходят в определенной оболочке. И как сочетание фамилии и имени, индивидуализируют человека так и сочетание товар и товарный знак ( знак обслуживания) помогают на рынке индивидуализировать ваш товар или услугу. А для того, чтобы это было именно так, то производитель товара или услуг должен позаботиться о регистрации своего товарного знака.

 

 

Е.А. Стеблова

Зам. директора

ООО «Частное правовое агентство»

 

 

Товарный знак: визуальное изображение вашего у спеха

или памятник на могиле ваших побед…

 

 

 

Любое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации вправе иметь зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.

Что такое товарный знак? В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» под товарным знаком понимаются обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Иными словами это такое обозначение, по которому товары или услуги вашего предприятия ваши потенциальные клиенты или потребители смогут отличить от других аналогичных товаров и услуг, как сделанные именно вашим предприятием.

К сожалению, в том случае, если товарный знак – показатель успешности предприятия, он может таить в себе определенную угрозу этому предприятию.

Так, например, вы - хозяин успешно работающего предприятия, выпускающего товар под определенным товарным знаком. Вложились в это дело изрядно. Во – первых наладили выпуск первоклассного товара, во- вторых продумали систему его реализации, которая принесла успех, в -–третьих – затратили серьезные средства для «раскрутки» товара. Вроде бы самое время пожинать плоды своих трудов. Да не тут-то было. В один прекрасный день вам приходит письмо в красивом конверте, где говорится о том, что товарный знак, под которым вы продаете свой товар зарегистрирован на Имя Рек. И именно поэтому с сегодняшнего дня вы должны: либо отказаться от использования этого товарного знака, либо платить за его пользование его собственнику, коим посланец письма и является.

Тот шок, который вы испытаете в данный момент, будет платой за вашу недальновидность и нерасторопность вашего юриста.

Дело в том, что любой используемый на территории России товарный знак подлежит специальной процедуре государственной регистрации. Только знак, прошедший эту процедуру, может быть признан принадлежащим вам и защищен от незаконного использования третьими лицами.

Существует определенный бизнес при котором эти самые третьи лица регистрируют за собой более или менее успешно работающий товарный знак, и , в дальнейшем, предоставляют его в пользование за плату или продают бедолаге – собственнику того бизнеса, который работает под этим товарным знаком.

            Для того, чтобы этого не произошло хозяину любого более или менее успешно работающего товарного знака необходимо потратить усилия на приобретение маленького значка «®» около названия или изображения своего товарного знака.

Процедура состоит в том, чтобы направить соответствующую заявку  на регистрацию товарного знака в ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности). С момента принятия такой заявки за вами закрепляется приоритет в использовании этого товарного знака. Это значит, что с данного момента пресекается любая попытка несанкционированного использования вашего товарного знака третьими лицами.

Такое состояние длится до момента регистрации вашего товарного знака. После его регистрации именно вы официально становитесь его обладателем.

Возможно, вам будет отказано в регистрации товарного знака. Тогда обладателем этого товарного знака может стать любое заинтересованное лицо, (или уже является, что и послужило основанием в отказе регистрации).

            Таким образом хотелось бы пожелать всем предпринимателям (выступающим в форме юридического лица или имеющих статус  предпринимателя)  учитывать в своей деятельности такой небольшой нюанс, как зарегистрированный товарный знак, отсутствие которого может, в дальнейшем, обернуться крупной неприятностью.

 

Е.А.Стеблова

Частнопрактикующий юрист

 

Товарный знак : я его слепила из того, что было, а потом…

Каждый уважающий себя динамично развивающийся бизнес, пройдя захватывающий путь становления, распределения крупных доходов, оглушительных неудач и громких разводов с бывшими друзьями - учредителями, тем не менее, имеет тенденцию вхождения в стоячие воды уверенного развития.

 

В этом развитии уже нет взрыва эмоций и адреналиновых штормов, но на смену этому приходит не менее увлекательное по своей сути занятие, называющееся формирование имиджа фирмы. Именно в этот период перед предприятием встает вопрос о его, как это модно говорить «позиционировании» на определенном рынке. А такое действие практически невозможно без регистрации своих «брендов», то есть товарных знаков ( знаков обслуживания), индивидуализирующих производимый товар или оказываемые услуги.

Комментарии к тому, что есть товарный знак (знак обслуживания), а также почему предприятию никак нельзя существовать без его государственной регистрации уже неоднократно озвучивались на страницах ДП.

            Есть один вопрос, закономерно вытекающий из этой информации, который с завидным однообразием задавали читатели, обсуждавшие со мной эту тему в телефонных разговорах.

            Вопрос этот состоит в том, какими  правами и обязанностями наделены правообладатели товарных знаков, зарегистрированных в установленном законом порядке.

            Первое. Факт регистрации товарного знака означает его правовую охрану на территории Российской Федерации. При этом, охраняемый приоритет товарного знака исчисляется с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

            Второе. Регистрация товарного знака действует в течении десяти лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия такой регистрации может быть продлен по заявлению правообладателя на десять лет. При этом количество таких продлений не ограничено.

            Поскольку Россия является участником целого ряда международных конвенций в области охраны интеллектуальной собственности, то российские граждане могут реализовать свое право по международной регистрации товарного знака в рамках Мадридского соглашения о международной регистрации знаков. Срок охраны знака, зарегистрированного как международный, составляет  20 лет и может быть продлен неограниченное число раз на двадцатилетний срок. Действие международного знака распространяется на страны - участницы Мадридского соглашения, а именно : Австрию, Белоруссию, Бельгию, Германию, Венгрию, Испанию, Италию, Китай, Нидерланды, Польшу, Украину, Францию, Швейцарию. В данных странах устанавливается такая же правовая охрана товарному знаку, как и в России, как стране регистрации этого знака.

            Третье. На протяжении всего срока действия регистрации товарного знака правообладатель имеет право использовать этот товарный знак в форме заявленного изображения на товарах и (или) их упаковке, а также применять товарный знак в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, не выставках.

            При этом особо необходимо обратить внимание на то, что пунктом 3 ст.22 Закона РФ « О товарных знаках, знаках обслуживания  и наименования мест происхождения товаров" предусмотрено, что правовая охрана товарного знака в отношении всего или части товаров может быть досрочно прекращена по заявлению любого заинтересованного лица. Условием подачи такого заявления должно быть неиспользование правообладателем своего товарного знака  в отношении всех или части товаров в течении любых трех лет после регистрации товарного знака.

            Четвертое. Правообладатель, зарегистрировавший за собой товарный знак, может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку: ®  или словесное обозначение «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак».

            Пятое. Правообладатель товарного знака имеет право заключить два вида договоров, связанных с использованием принадлежащего ему товарного знака.

Один – это договор уступки товарного знака, по которому  исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров , для которых он зарегистрирован  передается другому лицу ( юридическому лицу или предпринимателю).

Второй – это лицензионный договор, по которому передается право на использование товарного знака юридическому лицу или предпринимателю. Лицензионный договор может быть заключен в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Кроме того, лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товара лицензиата (т.е. стороны, принимающей права по договору) будет не ниже качества товаров лицензиара (т.е., стороны, передающей права по договору) и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

            Договор уступки товарного знака, как и лицензионный договор должны быть зарегистрированы  в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без такой регистрации указанные договоры считаются недействительными.

            Таким образом, как один из традиционных объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированный товарный знак является не только предметом тщеславной гордости его хозяина и его любимым детищем,  но потенциальным полноправным участником хозяйственного оборота, могущим принести немалую прибыль.